Неточные совпадения
Творчество духовной культуры,
духовных ценностей, религиозных, познавательных, моральных и эстетических — аристократично и предполагает существование
духовной аристократии.
Творчество духовной культуры всегда означает соблюдение иерархии ценностей, единственной иерархии, которая может быть оправдана.
Творчество ценностей
духовной культуры совсем не пропорционально государственной и экономической силе первенствующих стран.
И вот что самое важное: в «коллективистичную» эпоху происходит не только социализация и коллективизация экономической и политической жизни, но и совести, мысли,
творчества, экстериоризации совести, т. е. перенесение ее из глубины человека, как
духовного существа, вовне, на коллектив, обладающий авторитарными органами.
Конфликт создается ложными притязаниями науки на верховенство над человеческой жизнью, на способность авторитетно разрешать вопросы религии, философии, морали, на способность давать директивы для
творчества духовной культуры.
Для осуществления социальной правды, для уничтожения эксплуатации человека человеком, для создания бесклассового общества совсем не нужно свободного
творчества, философии и эстетических ценностей, вредна религиозная и мистическая настроенность, противоречит цели социальной революции аристократическое понимание
духовной культуры.
Для Толстого частная, растительно органическая жизнь всегда реальнее и существеннее, чем жизнь
духовная, чем презираемое им культурное
творчество, чем «науки и искусства».
Если революция отрицает свободное
творчество духовных ценностей, то его отрицала и организованная, затвердевшая в своих формах религия прошлого.
С этим связан пережитый мной кризис, потрясение, которое я испытал в
духовном опыте
творчества.
Мистерия
творчества не противополагается мистерии искупления, она есть другой момент
духовного пути, другой акт мистической драмы.
Когда мой
духовный путь привел меня в близкое соприкосновение с миром православным, то я ощутил ту же тоску, которую ощущал в мире аристократическом и в мире революционном, увидел то же посягательство на свободу, ту же вражду к независимости личности и к
творчеству.
В созерцании есть также момент
духовной активности и
творчества.
То было очень интересное и напряженное время, когда для наиболее культурной части интеллигенции раскрывались новые миры, когда души освобождались для
творчества духовной культуры.
Борец за личность Писарев отрицал творческую полноту личности, полноту ее
духовной и даже душевной жизни, отрицал право на
творчество в философии, в искусстве, в высшей
духовной культуре.
Загоскину не нужно было
творчества; он черпал из себя, из своей собственной
духовной природы, и подобно Мирошеву не знал, что он сделал и даже не оценил после: он признавался мне, что этот его роман немножко скучноват, что он писал его так, чтобы потешить себя описанием жизни самого простого человека; но я думаю, что нигде не проявлялся с такой силою талант его, как в этом простом описании жизни простого человека.
Духовной двуполостью человека, тайной брачности, отмечено человеческое
творчество и в самом своем существе.
И то, что мы в мире дальнем познаем как стремление каждого земного существа к своей идее, как эрос
творчества, муку и тревогу всей жизни, то в мире умопостигаемом, «в небе», есть предвечно завершенный блаженный акт, эротическое взаимопроникновение формы и материи, идеи и тела,
духовная, святая телесность.
Это воинствующее донжуанство и
духовный «гетеризм» зарождается у натур, в которых вследствие большой напряженности психической жизни и
творчества получается не
духовное просветление пола, основывающееся на победе над сексуальностью, но его сублимация, при которой далеко не всегда побеждается даже потребность разврата.
Эта имманентная брачность человеческого духа таит в себе разгадку
творчества, которое есть не волевой акт, но
духовное рождение, как об этом свидетельствует и гений языка, охотно применяющего к нему образы из области половой жизни.
Если софийное
творчество стремится к некоему узрению, к художественному достижению, а потому выражается в творении, то молитвенное
творчество, «
духовное художество», «умное делание», осуществляется сполна в самом акте, — молитве и богообщении.
Он направил
духовные поиски на неверные пути, и теперь надо снова возвратить их к исходному пункту и прежде всего поставить принципиальный вопрос: можно ли говорить в применении к человеческому
творчеству о теургии, θεοΰ έργον, о богодействе?
Именно эта потенциальная абсолютность человеческого
творчества, которая не становится актуальной, и порождает его трагедию, которой человек не испытывает, только погружаясь в самодовольство и
духовную лень.
Духовные миры мужчины и женщины очень различны. В мире мужском — ум, мысль,
творчество. В мире женском — что-то совсем другое.
Максимальная свобода должна быть в
духовной жизни, в совести, в
творчестве, в отношении человека к Богу.
Красота есть прорыв, она дается
духовной борьбой, но это прорыв не к вечному, неподвижному миру идей, а к миру преображенному, который достигается человеческим
творчеством, к миру небывшему, не к «бытию», а к свободе.
Между тем как оно всегда имеет тенденцию требовать от мысли, от
творчества, от
духовной жизни приспособления к себе (теократия, абсолютная монархия, тайная диктатура денег в лжедемократии, якобинство, коммунизм, фашизм).
Духовное преображение и просветление труда есть переживание его в
духовной свободе или как искупления, или как
творчества.
Мы можем смело сказать, что любовь есть жизнь в себе, первожизнь, что
творчество есть жизнь в себе, первожизнь, что созерцание
духовного мира есть жизнь в себе, первожизнь.
Христианская этика вообще и этика
творчества в частности не приемлет материалистического миросозерцания, основанного на господстве количества и отрицании качества, требующего уравнения по низшему, не допускает метафизики равенства, истребляющего бытие, т. е. метафизики антиперсоналистической, отрицающей личность и ее
духовную жизнь.
Творчество связано с первоосновой жизни и означает лишь известную
духовную направленность, интенцию этой первичной жизненной энергии.
Человек есть существо свободное,
духовное и творческое, и свободное
творчество духовных ценностей он предпочитает счастью.
Духовный подъем,
творчество, служение истине или правде делает все менее страшным, освобождает.
Революционная стихия отрицает ценность личности, ценность свободы, ценность
творчества, отрицает все
духовные ценности.
Но и большая часть так называемых греховных страстей подлежит сублимации,
духовному претворению в источник положительного
творчества.
Творчество в культуре до того вырождается и разлагается, что возникает
духовная реакция против всякого
творчества, связанная с потребностью в аскезе и уходе из мира.
Русские мыслители, русские творцы, когда у них была
духовная значительность, всегда искали не столько совершенной культуры, совершенных продуктов
творчества, сколько совершенной жизни, совершенной правды жизни.
Но этим они подавляли личность, лишали ее качественного содержания, опустошали ее внутреннюю жизнь, отрицали право личности на
творчество и на
духовное обогащение.
Характерно, что аскет и затворник Феофан, признавший соблазном всю
духовную культуру, знание, искусство, все человеческое
творчество, благословляет занятие торговлей, освящает мещанскую хозяйственность, мещанскую семейственность, и особенно государственную власть, признает священными государственные чины.
Это и есть
духовная проблема
творчества.
Духовный реализм раскрывается в
творчестве, в свободе, в любви.
Вопрос об отношении спасения и
творчества, о роли
творчества в
духовной жизни есть основной вопрос, от него зависит будущее духовности в мире и возможность новой духовности.
Но этим не решается проблема
духовная, от этого не перестает человек стоять перед тайной смерти, вечности, любви, познания,
творчества.
В
духовной жизни, бесспорно, есть созерцание, но это созерцание есть момент творческого пути, самое созерцание есть одна из форм
творчества.
Именно понимание
духовной жизни как личного спасения вело к отрицанию
творчества человека как проявления духовности.
А для него и для сотен таких, как он, этот всероссийский город — очаг
духовной жизни. Здесь стали они любить науку, общественную правду, понимать красоту во всех видах
творчества, распознавать: кто друг, кто враг того, из-за чего только и стоит жить на свете.
Дело Пушкина не может быть религиозно оценено, ибо гениальность не признается путем
духовного восхождения,
творчество гения не считается религиозным деланием.
Между славянофилами и идеалистами 40-х годов и
духовными течениями начала XX века лежит
духовный переворот —
творчество Достоевского.
Творчество человека в Духе, в высшей
духовной жизни, так же уготовляет второе пришествие Христа, как земля-Богоматерь уготовила первое Его пришествие.
В философском
творчестве участвовала совокупность
духовных сил человека, целостное напряжение всего духа прорваться к смыслу мира, к свободе мира.
Творчество гения есть не «мирское», а «
духовное» делание.